Нэцке фигурки значение. Японские фигурки нэцкэ
Netsuke (根付) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Netsuke - это маленькие фигурки, с ювелирным мастерством вырезанные из слоновой кости, моржового клыка, дерева, древесного корня, черепахового панциря, оленьего рога; реже - из коралла, янтаря, нефрита, мыльного камня или металла. Обычно netsuke были небольшого размера от 2-3 до 15 см.
Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.
Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций
Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.
Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.
Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.
Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.
В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.
Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы
Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.
До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому
В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким
В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота
В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.
Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы
Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.
Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.
В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.
Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.
17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.
История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.
Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города
Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.
В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей
Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto
Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.
Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло
И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).
Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.
В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.
Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.
Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.
Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.
Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.
Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.
Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.
Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.
Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).
Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.
Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.
Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).
Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.
В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.
Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.
О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости
Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия
Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.
Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.
Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.
Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.
С давних пор в Японии из дерева, слоновой кости или металла создавали миниатюрные фигурки богов и фей, мудрецов и певцов, животных и птиц. И делали их не для игры. У фигурок было самое прозаическое назначение: с их помощью к поясу кимоно прикрепляли такие необходимые вещи, как кисет, трубку, ключи и т. д. То есть эти безделушки служили брелоками. Назывались они нэцкэ, точнее - нецуке, что и означает «противовес», «брелок ».
Каждая статуэтка могла принести своему владельцу счастье. Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство, а Эбису с волшебным карпом в руках - удачу (как трудно поймать голыми руками карпа, так же трудно достичь душевного покоя). Двойная же фигурка Дайкоку и Эбису - счастье и удачу, идущие рука об руку. Шоу-син, бог счастья, держал корень женьшеня (здоровье) и волшебный персик (долголетие). Хотэй - бог счастья, веселья и общения - изображался по-разному, сидящим или стоящим, но всегда улыбающимся. Он выполнял заветное желание. Для этого следовало триста раз погладить его по животу, думая при этом о чем-то желанном. В дорогу с собой брали Футэна - Дядюшку Попутный Ветер, приносящего удачу в пути. Он нес за спиной мешок и безмятежно улыбался. Самурай вселял силу духа, смелость и мужество. Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод. В общем, можно было выбрать нэцкэ на все случаи жизни.
Японцы считали, что, если в доме много нэцкэ, зло покинет его навсегда. Известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Крошечных, но очень выразительных нэцкэ создавали настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.
Защитник от злых духов, которого связывают с пожеланиями счастья и благополучия. Считается покровителем детей и неокрепшей людской духовности. |
|
Объединяет свойства черепахи (мудрость, здоровье, выносливость, удача в карьере) и Дракона (сила, могущество, поддержка в делах, защита дома). Драконочерепаха на монетах - яркий символ богатства и процветания. |
|
Благожелательный символ: если путник на дороге встречал жука, к нему приходили удача и счастье. |
|
Повелитель водных стихий, покровительствует морякам, рыбакам и путешествующим по морю, защищает и охраняет людей, находящихся во власти водных стихий. Символ благоприятен для всех, кто связан с водой. |
|
Вечная мать, символ материнской любви, заботы, семейного счастья. Защищает женщин и детей. Способствует благополучному разрешению от бремени. Олицетворение счастливого материнства. |
|
«Слышащая все в мире » - женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается. Воплощение бесконечного сострадания ко всем существам и всех лучших женских качеств. |
|
Олицетворяет легкий весенний ветерок, навевающий радости любви, поэзии и творчества. |
|
Сказочная птица, сгорающая в старости и возрождающаяся из пепла молодой и обновленной. Символ вечного возрождения. |
|
Один из семи богов счастья, покровитель воинов и людей, занимающихся боевыми искусствами. Он вступает в схватку только во имя добра. Его девиз: « Верность, долг, честь ». Помогает обрести необыкновенную силу духа и мужество, мудрость и справедливость. |
|
Пожиратель плохих снов, Кабан является символом процветания и благородства, вынослив, благороден и непреклонен при защите слабых. Кабан живет в гармонии и богат не только духовно, но и материально. | |
В символике Востока он означает желание. В его негативном проявлении - жадность и низменные страсти, но трансформированная духовной практикой, эмоция желания становится Великой Различающей Мудростью. |
|
Классический талисман зоны карьеры и жизненного пути, располагающейся на севере дома. Обеспечит поддержку в карьере, здоровье и долголетие. |
|
Махакала - «Великий Черный» - просветленный защитник, устраняющий препятствия на пути. Грозный вид показывает мощь энергии, пять черепов на голове символизируют пять побежденных эмоций - гнев, зависть, привязанность, жадность и ревность. Кривым ножом в левой руке он отсекает все помехи, а в правой держит сосуд с жизненной кровью эго. |
|
Символ силы духа, считается мощным и непобедимым воплощением магических сил. Изображение дракона охраняет жилище и изгоняет из него злых духов. Дракон способен давать хорошие советы, покровительствует в хороших начинаниях. |
|
Символ непобедимости и стабильности в жизни; любые трудности нипочем, если он ваш покровитель. Пожелание успеха в делах и карьере. |
|
Фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она часто изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с распущенными волосами. |
|
Богиня Солнца, повелительница семи богов счастья, воплощение всех женских добродетелей. |
|
Символ мудрости и долголетия. В древних космогонических представлениях - модель вселенной, в которой панцирь - это небо, брюшко - земля, сама же она - содержание, суть всего мироздания. |
|
Индийский бог богатства, добродушный толстяк с головой слона и одним бивнем. Покровитель торговцев, путешественников и ученых, но главное его занятие - устранять препятствия. |
|
На востоке свинья, как это ни странно, символ чистоты и благородства. Изображение свиньи дарят с пожеланиями изобилия, счастья и радости. |
|
Символ мощи, бесстрашия, мужества, власти и благородства. Олицетворяет скрытую энергию и огненную стихию. |
|
Символ нежности, мягкости и чувственности. Она обладает чувством собственного достоинства и не боится никаких препятствий. Защитница, обладающая ясновидением и интуицией. |
|
Заяц-кот |
|
Заяц-кот относятся к одному из наиболее замечательных знаков. Заяц и кот - символы долголетия. Если хорошо попросить, то они поделятся эликсиром, дающим бессмертие, счастье и удачу. Такие нэцкэ дарят с пожеланиями счастья, домашнего уюта и успеха в любовных делах. |
|
Бог счастья, гармонии и долголетия, покровитель золотых и серебряных дел мастеров, сопутствует удаче в делах, торговле и ремеслах. Считается, что он приносит удачу и гармонию в отношения между мужчиной и женщиной. |
|
Хранитель домашнего очага; 24 декабря он передает в небесную канцелярию все пожелания, и они обязательно исполняются. |
|
Ребенок с птенцом воробья счастья, «фукура-судзуме» - необычайно благожелательный символ. Небесный волшебный воробей, сидящий на малыше, - символ, приносящий счастье, небесное покровительство и защиту детям. |
|
Изображение мальчиков обладает очень сильной и четкой символикой: оно является пожеланием появления в семье наследника мужского пола, который занял бы высокое общественное положение и таким образом принес семье благополучие. Позже карако стал считаться благожелательным символом, приносящим удачу, счастье и благополучие. |
|
Символ упорства в достижении цели, образец трудолюбия. В духовном смысле бык символизирует инициализацию - посвящение. |
|
« Долголетний старец » - один из семи богов счастья, бог долголетия и бессмертия. |
|
Лиса-оборотень, зловредный дух, любящий дурачить людей и морочить им голову. Считается, что может отпугнуть человека, замыслившего недоброе. |
|
Единственная женщина среди Семи богов счастья, богиня любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. На востоке девушки обращаются к ней с просьбами о любви и счастливом замужестве. |
|
Современный символ удачи и счастливой судьбы. |
|
Символизирует веселье, праздничное настроение. Помогает преодолеть болезненное пристрастие к спиртному. Удерживает человека от излишеств. |
|
Символ богатства и бессмертия. В системе символов выражает неразрывность материи и духа. |
|
Символизирует достаток, зажиточность, благополучие. Когда Будда давал животным свое благословение, именно крыса получила его с помощью хитрости и проворства. Она ухватилась за хвост быка, бежавшего к Будде, и, когда бык склонил голову для благословения, проскользнула по его спине и упала прямо в ладони Будды. Крыса на венике - достаток, благополучие и чистота души. Черепаха на крысе - пожелание долгих лет жизни и мудрости тем, кто родился в год Крысы. | |
Три обезьяны Самбики Сару - благожелательный и охранительный символ. Они являются спутниками голуболицего бога Ваджраякши, занятого защитой людей от духов, болезней и злых демонов. Фигурки Самбики-Сару символизируют соблюдение моральной И этической добропорядочности, чистоплотности. Такие фигурки можно дарить людям, стремящимся сохранять свои «белые одежды » в нашем противоречивом и несовершенном мире. |
|
Царица неба, одна из бессмертных, Сиванму пользуется большой популярностью. Она дает счастье в любви, здоровье и благополучие. Ее образ привлекателен тем, что она считается хозяйкой сада в горах Куньлунь, где растут волшебные персиковые деревья, плоды которых даруют бессмертие. |
|
Бог богатства, олицетворяет гармонию духовного и материального богатств. |
|
Бог счастья и богатства с мешком волшебного риса. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается с колотушкой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается счастье, здоровье и любовь, мешок в руках символизирует богатство и достаток. |
|
Бог карьеры. Символизирует удачу в делах и богатство, покровительствует бизнесу, делам, профессиональному росту, продвижению по службе. Один из трех Звездных старцев. |
|
Один из трех богов небесной триады, приносящий исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня, который излечивает от всех болезней, и волшебным персиком долголетия в руке. |
|
Бог счастья, символизирующий долгую и счастливую жизнь. Один из трех Звездных старцев. Фусин - бог счастья и Лусин - бог карьеры. Это подтверждает и написание имени. В Японии Фукурокудзю пишется тремя иероглифами: фуку - изобилие, богатство (Фусин также от японского "фуку", року - в переводе - счастье (Лусин в Японии - чин, карьера), дзю - долголетие (Шоусин, Лусин и Фусин с кит. - триада звёздных духов). |
|
Бог счастья и удачи. В нэцкэ изображается в высокой шапке и с рыбой Тай, иногда он выступает как покровитель рыбаков. Священная рыба Тай - символ удачи и духовных достижений: очень трудно поймать священного карпа голыми руками в чистой воде, так же трудно достичь душевного спокойствия и просветления. |
|
Счастье и удача, идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме - каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается счастье, здоровье и любовь, а мешок с волшебным рисом, который он держит в руке, символизирует богатство и достаток. |
|
« Холщовый мешок », один из семи богов счастья: бог общения, веселья и благополучия. Он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. Если потереть фигурку Хотэя по животу 300 раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. |
|
Дядюшка Попутный Ветер. Божество, приносящее удачу в пути, оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей. Настоятельно рекомендуется брать с собой в дорогу в качестве талисмана. |
Значение материалов для нэцкэ
Конечно, нэцкэ делают из разных пород дерева и различных материалов, но самые популярные такие.
Самшит - вечнозеленое дерево, символ здоровья и долголетия.
Кость оленя - возвращает молодость, красоту, здоровье и долголетие.
Сакура - обладает благожелательной символикой и положительной энергией.
Настоящие нэцкэ, выполненные из материала высокого качества, оказывают успокоительное воздействие на психику человека. Нужно помнить, что недостаточно приобрести фигурку нужного значения и поставить ее на полку. Нужно точно знать, в какой сектор дома ее поставить.
Японская нэцкэ - это небольшая резная фигурка, выполненная из кости или дерева. Слово "нэцкэ" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять". Нэцкэ имеет сквозное отверстие (химотоши) для шнура, концы шнура пропускаются через о тверстия в нэцкэ и завязываются. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном свисающем конце находится носимый предмет, а на другом - в качестве противовеса – нэцкэ.
Нэцкэ не следует путать с окимоно - миниатюрной японской скульптурой, похожей на нэцкэ и по оформлению и по сюжетам, а нередко и по размерам. В окимоно всегда отсутствует отверстие для шнура. Слово "окимоно" является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров предназначенной только для оформления интерьера.
В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI - начале XVII в. Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века "Объездка лошадей" один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро - нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это - самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.
XVII век - предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшие до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать "золотым веком" нэцкэ.
Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов ношения вещей, например, мешочек для кремня и огнива крепили к эфесу меча. Этот способ оказался очень стойким. Еще одной формой, предшествовавшей нэцкэ, является обигурува - поясное кольцо, к которому крепились кошелек и ключи. Очевидно это было заимствовано у монголов. До и после появления нэцкэ различные предметы могли носить также в широком рукаве кимоно.
Постепенно все без исключения способы были вытеснены нэцкэ. Сюжеты нэцкэ в целом те же, что и в других видах японского искусства. История, литература и театр, религиозные образы, мифология и народные верования, благопожелательная символика, повседневная жизнь - все это получило отражение в маленьких резных фигурках. В нэцкэ запечатлены не только японские, но и китайские персонажи. Наиболее популярными были божества из народных верований так называемые "ситифукудзин" - "семь богов счастья". Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Персонажи народных верований различны по внешнему виду и свойствам, но сближает их одно: все они наделены способностью даровать людям счастье, покой, материальное благополучие, здоровье, долголетие, беззаботность, веселье.
Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ скульптура, с которой общаются. Кроме того, собирание нэцкэ - один из наиболее престижных и интеллектуальных видов коллекционирования. Коллекция нэцкэ придаст элегантность комнате и сможет многое сказать о хозяине дома гостю, понимающему, что такое хороший вкус, престиж и респектабельность.
С художественной точки зрения нэцкэ - это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений - словом, жизни Японии и Китая XVII - XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.
Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ " - "не-цуке " пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять ". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на оби (поясе) носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме. Брелоки-противовесы использовались на обширной территории: и в Японии, и в Венгрии, в Китае, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, нэцкэ появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом.
В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например для школ Хида или Нара были характерны фигурки, выполненные в стиле иттобори - с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Сиёду(?) Томихару, который жил и творил в середине XVIII в. на территории провинции Ивами острова Хонсю. Среди нэцукуси возникают такие громкие имена, как Сюдзан Ёсимура из Осака, Томотада и Масано из Киото. Однако за редким исключением нам мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей нэцкэ, стал сборник "Сокэн кисё". Он был издан в 1781 г. жителем Осака и торговцем мечами Инаба Цурю. В сборнике приведён список из пятидесяти трёх имён крупнейших нэцукэси того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.
Какие бывают Нэцкэ?
1. Нэцкэ Дайкоку и Эбису - счастье и удача, всегда идущие рука об руку. Два бога счастья: Дайкоку изображается в костюме-каригину, в шапке тори-эбоси, с молотком, крысой и мешком. Считается, что с каждым ударом колотушки увеличивается в мире счастье, здоровье и любовь. А мешок с небесным рисом, который он несет за плечами, символизирует богатство и достаток.
Эбису изображается с волшебной рыбой Тай - символом удачи и успеха. Изображенные вместе Дайкоку и Эбису символизируют равновесие между материальными благами и духовными достижениями, гармонию и спокойствие души.
2. Нэцкэ Дайкоку - один из семи богов счастья бог богатства и достатка. Иногда ему поклоняются как покровителю домашнего очага. В нэцкэ он изображается в костюме каригину, в шапке тори-эбоси, с колотушкой, крысой и мешком волшебного риса - символом богатства и достатка. Крысы - помощники Дайкоку и наши друзья. Они прогрызают в его мешке дырочки, и волшебный рис сыплется с неба на землю прямо нам в руки.
3. Нэцкэ Эбису - бог счастья и удачи. Изображается в высокой шапке, с удочкой, посохом и часто с рыбой Тай. Священная рыба Тай считается символом удачи и духовных достижений. По легенде очень трудно поймать карпа голыми руками в чистой небесной воде - так же трудно достичь душевного спокойствия, гармонии и просветления. Иногда Эбису выступает как покровитель рыбаков.
4. Нэцкэ Шоусин -один из семи богов счастья, приносящий здоровье, исцеление от тяжелых недугов и долголетие. Считается покровителем медицины. Изображается с огромным посохом из корня женьшеня и волшебным персиком бессмертия в руке. Часто к посоху привязана тыква-горлянка с чистой хрустальной водой - символом жизни и долголетия.
5. Нэцкэ Дзаошень - Дзао Ван - хранитель домашнего очага. Иногда изображается с круглой табличкой в руке, куда записываются заветные мечты и пожелания всех членов семьи. 24 декабря Дзаошень отправляется на небо на священную гору Кунь Лунь и отчитывается в небесной канцелярии перед правителем Поднебесной Юй-ди, как он помогает в домашних делах и охраняет домашний очаг, передает все пожелания, и они обязательно исполняются, а мечты сбываются. Часто у Дзаошеня присутствуют атрибуты, символизирующие здоровье: волшебный персик, дарующий долголетие, тыква-горлянка с чистой прозрачной водой, олицетворяющая долгую счастливую жизнь, чистоту семейных отношений и сулящая благополучие потомкам. Если рядом с Дзаошенем изображается мешок, то к пожеланиям здоровья и счастья добавляются пожелания богатства и достатка в доме. В особых случаях Дзаошень может даровать волшебную вазу с сокровищами, имеющими свойство никогда не кончаться. Дзаошеню подчиняются все прочие домашние божества - Чуангун и Чуанму, оберегающие постель, богиня Цзыгу, сохраняющая дом в чистоте и порядке, и младшие Меньшэни, стерегущие двери дома от беды и отгоняющие злых духов.
6. Нэцкэ Хотей - "холщовый мешок" - один из семи богов счастья: бог общения, веселья и благополучия. Считается, что он предопределяет людские судьбы и помогает в осуществ-лении заветных желаний. С этим связано поверье: если потереть фигурку Хотэя по животу триста раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. Изображение Хотэя связано с конкретным персонажем, жившем в Китае в конце X века - маленьким толстым монахом по имени Ци Ци, который ходил по деревням с большим хол¬щовым мешком и четками. Легенда гласит, что там, где он появлялся, к людям приходила удача, здоровье и благосостояние. Если кто-нибудь спрашивал, что находится в его мешке, то он отвечал: "Там у меня весь мир" . Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Хотэй сказал: "Эх, люди, люди, не узнали вы меня. А ведь я грядущий Будда-Майтрейя" . И, действительно, считается, что Хотэй является эманацией Будды-Майтрейи. На Востоке пришествие Будды-Майтрейи понималось как упорядочение Вселенной, как достижение мировой гармонии; в народном осмыслении означало наступление эры процветания, благополучия, довольства и беззаботной жизни для всех людей. Неслучайно поэтому Хотэй считался воплощением счастья и беззаботности. В XVII веке он был канонизирован в Японии и стал одним из семи богов счастья.
7. Нэцкэ Дзюродзин - "долголетний старец" - один из семи богов счастья: бог долголетия и бессмертия. Как правило, в изображении Дзюродзина присутствуют атрибуты, указывающие на пожелание долгой, счастливой жизни: свиток с надписью: "Небеса даруют бессмертие", волшебный музыкальный инструмент, при звуках которого происходит омоложение человека и исполнение всех добрых желаний. Иногда на одежде Дзюродзина изображается тройная свастика - символ вечного движения, а рядом с ним черепаха - символ долголетия, мудрости и Вселенной.
8. Нэцкэ Фукурокудзю - один из семи богов счастья: бог ученой карьеры, мудрости и интуиции. Само изображение Фукурокудзю свидетельствует о большом уме и мудрости: его голова имеет необычайно вытянутые размеры, на лбу - глубокие поперечные морщины, в руках обычно он держит посох со свитком.
9. Нэцкэ Фукурокудзю - иногда изображается в виде перевертыша - огромной небесной черепахи - символа мудрости и Вселенной.
10. Нэцкэ Амэ-но Удзумэ - фея Луны, богиня счастья, любви и радости. Она изображается толстощекой, улыбающейся женщиной с длинными, распущенными волосами. В народе ее прозвали Ота-факу - "большое счастье". Она считается родоначальницей ритуальных танцев и основоположницей театрального искусства в Японии. Поэтому Амэ-но Удзумэ часто изображается танцующей или держащей в руках актерскую маску.
11. Нэцкэ Сиванму - царица неба, одна из бессмертных (буквально - "матушка-владычица Запада"). Сиванму пользуется большой популярностью. Считается, что она дарует счастье в любви, здоровье и благополучие. В частности, ее образ был привлекателен тем, что она считалась хозяйкой сада в горах Куньлунь, где росли волшебные персиковые деревья, плоды которых даровали бессмертие и исцеляли от тяжелых недугов. Персиковые деревья расцветали раз в тысячу лет. Из волшебных персиков Сиванму готовила целебные снадобья, приносящие не только исцеление и бессмертие, но и необыкновенные способности, как, например, способность не тонуть в воде.
12. Нэцкэ Бэндзайтэн - богиня счастья, любви и искусства. Иногда она считается божеством воды и покровительницей музыки. Бэндзайтэн изображается с лютней "бива" в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе. Она считается женским божеством счастья, к ней девушки обращаются с просьбами и мечтами о взаимной любви и счастливом замужестве.
13.Нэцкэ Гуаньинь - "слышащая все в мире". Женское божество, спасающее от всевозможных бедствий, помогающее всем, кто к ней обращается, особенно роженицам и беременным женщинам. Когда кому-то нужна помощь, у нее появляются тысяча рук, а на каждой ладони по глазу, чтобы видеть всех нуждающихся в ее поддержке. Часто ее изображают со священной книгой, кувшином, посохом или веревкой - ведь любой из этих предметов может выручить кого - то из беды. Покровительствует детям и оберегает их от болезней.
14. Нэцкэ Бисямонтэн - один из семи богов счастья - бог богатства, страж Севера, покровитель воинов. Он и изображается грозным воином в доспехах с трезубцем или мечом и пагодой в руках. Покровительствует воинам и людям, занимающимся боевыми искусствами, помогает им обрести необыкновенную силу духа и мужество, мудрость и справедливость.
15. Нэцкэ Аматэрасу - Великая Священная Богиня, сияющая на небе, старшая дочь бога Идзанаги, богиня Солнца, родоначальница династии японских императоров. "Ама" - означает "небо", "Тэрасу"- "освещать", "сиять". Она изображается прекрасной женщиной с веером, в кимоно, украшенном птицами счастья - журавлями. Олицетворение всех самых замечательных женских качеств - воплощенная Мудрость, Красота, Чистота и Гармония. Ее изображение обязательно присутствовало во дворцах императора, неся благословляющий и защищающий смысл. Аматэрасу считается Повелительницей семи богов счастья.
16. Нэцкэ Кубера - бог счастья, богатства, праведности и благочестия, хранитель всех скрытых в недрах земли сокровищ и кладов; властелин горных духов - якшей, стерегущих эти сокровища. У него есть волшебная летающая колесница Пушпака, с которой он может обозревать хранимые им богатства. Живет он в волшебном городе Алаку, окруженном чудесным садом, где бродят слоны и антилопы, а реки и озера покрыты золотыми лотосами. Кубера необыкновенно добр и справедлив, он дарует людям счастье и успех, олицетворяет собой гармонию духовного и материального богатства.
17. Нэцкэ Дунфаншо - бог счастья и покровитель золотых и серебряных дел мастеров. По легенде Дунфаншо украл у Сиванму волшебный персик бессмертия, за что был сослан на землю, где начал творить необыкновенные чудеса; он превратил лоскуток ткани в огромного дракона, подарил императору У-ди звучащее дерево с десятью ветвями и чудесного скакуна из колесницы Сиванму. Диковинки, созданные Дунфаншо, были до того прекрасны и драгоценны, что его стали считать богом счастья и покровителем золотых и серебряных дел мастеров. Изображается он обычно с мешком золота и серебра. Приносит удачу в делах, торговле и ремеслах. Также Дунфаншо считается богом гармонии и равновесия. Золото и серебро в его мешочке - символ двух уравновешиваемых начал - Солнца и Луны, инь и янь, мужского и женского начала. Иногда считается, что он приносит гармонию в отношениях между мужчиной и женщиной.
18. Нэцкэ Футэн - дядюшка попутный ветер. Китайское божество, приносящее удачу в пути, оберегающее путешественников от всевозможных неприятностей. Фигурку в качестве охраняющего талисмана можно брать с собой в дорогу.
О, ветер со склона Фудзи!
Принес бы на веере в город тебя,
Как драгоценный подарок.
19. Нэцкэ Кандзан и Дзиттоку - буддийские монахи периода Тан, которые славились своим необычным поведением и экстравагантными поступками. Иногда эти персонажи считались парными двойниками, наподобие Хэ-Хэ Эр-Сянь - бессмертных двойников единения и согласия. Таким образом, изображение Кандзан и Дзиттоку носит название "священной семьи" и имеет аналогичное значение - гармонии, согласия и взаимопонимания между супругами. Также считалось, что Кандзан и Дзиттоку состоят в свите бога богатства Мохая и покровительствуют денежной прибыли, принося в семью достаток.
20. Нэцкэ Будда - В Китае великого основателя буддийской религии называют Shakyamuni ("Шакья" - тот, который есть милосерден, "муни"- тот, который обитает в уединении и тишине". "Принц Siddartha, известный под именем Шакьямуни Гаутама Будда, родился в 624г. до н.э. в Kapilavastu -"городе прекрасной добродетели" на границе Непала. Сын правителя, он отверг тщеславие и великолепие общества и посвятил себя великому делу распространения религии буддизма. В Lalita-Vistara записано, что "голова Будды соответствует традиционному образу святости (lakshanas): сросшиеся на переносице брови, шишка мудрости на макушке (ushnisha), покрытая, по традиции Бодхисаттв, остроконечной тиарой; три линии счастья на шее; мочка уха, раздвоенная и удлиненная, как у жителей южной Индии; отметина в середине лба (urna), символизирующая третий глаз мудрости. "Изображения Будды, в целом сохраняя черты святости, различаются в деталях в зависимости от страны, где его изображают, и национальных черт. Будда обычно изображается сидящим на лотосе, подняв три пальца правой руки для благословения; "с улитками на голове", т.е. со спирально завитыми волосами, в память о прекрасной индийской легенде об улитках, защищавших своими прохладными телами голову Будды от солнечного удара, в то время как он задумался о том, как облегчить человеческие страдания. Иногда Будду изображают с ткацким челноком в руках, символизирующим возрождение после смерти, подобно тому, как ныряет челнок в руках ткача. Иногда его представляют в виде Богини Плодородия, держащей кувшин с землей в левой руке и рисовые ростки в правой. Будду можно увидеть и с книгой - символом знания, и с копьем - символом храбрости, в руках. На алтарях золотой Будда изображается сидящим между двумя своими учениками: справа-Ananda, автор священных религиозных писаний, а слева-Kas"yapa, хранитель священных мистических традиций. Иногда вместо учеников можно встретить два других изображения Будды: Будду Прошлого и Будду Грядущего.
Шакьямуни Будда не был единственным Буддой, то есть просветленным; существовали и другие, пришедшие, возможно, из легенд и верований народов, соприкасавшихся с индийской религией (Амитабха, Майтрейя Будда и т.д.) Буддой может стать любое мыслящее существо, освободившееся от чувств, восприятия и личности, познавшее высшую сущность всех явлений. Наиболее часто изображается Будда Амитабха - владыка Чистой земли - буддийского рая, где в цветах лотоса перерождаются благочестивые люди. "Амитабха" означает "бесконечный свет". Изображение Будды является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.
21. Нэцкэ Дарума - Бодайдарума - японское сокращенное произношение имени Бодхидхармы - основателя буддийской школы Дзэн. В 510-е годы он отправился в Китай, где основал в горах Суншань, ставший впоследствии знаменитым монастырь Шаолин. В этом монастыре, по преданию, в течении девяти лет он предавался медитации, сидя перед абсолютно чистой стеной и созерцая ее. Говорят, однажды он уснул, а проснувшись, вырвал ресницы, и там, куда он их бросил, вырос чайный куст, отгоняющий сон. В состоянии молчаливого сосредоточения Дарума пережил Сатори (просветление). После мгновенного Сатори ему открылось, что можно прямо передавать Истину, вне учений, вне законов - "ткнуть ум в Истину". Дарума говорит: "Есть один лишь Путь: забыв себя, искать Высшее в себе." От него и пошел обычай сидячей медитации в дзэн - дзадзэн. В Японии Бодхидхарма очень популярен. Повсюду можно встретить его образ - в нзцкэ, в живописи, в поэзии.
Спросят - скажешь.
Не спросят - не скажешь.
Что в душе твоей сокрыто,
Благородный Бодхидхарма?
Дарума является символом мудрости, ясности, сострадания всем живым существам.
22. Нэцкэ Дapума (см.21) иногда изображается сидящим на китайском льве Карасиси Фо, защитнике, спутнике и помощнике всех людей, стремящихся к Просветлению.
23. Нэцкэ Лао-Цзы - философ, мудрец, основатель учения о "Дао". К сожалению, о нем известно немного. Даже его истинное имя неизвестно, так как Лao Цзы - это лишь прозвище, означающее буквально - "мудрый старец". Согласно легенде, на склоне лет Лао Цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил пограничную заставу, ее начальник упросил Лао Цзы оставить о себе на память книгу, в которой бы отразились мысли "мудрого старца" о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась знаменитая рукопись из 5000 иероглифов, которая сохранилась до наших дней - книга "Пути и Благодати" - "Дао Дэ Цзин". Идеи даосизма оказали значительное влияние на культуру Китая и Японии, на воинские искусства, они лежат в основе китайской традиционной медицины, живописи и науки.
24. Нэцкэ Конфуций - Кун Фуцзы - величайший мудрец Китая, которого почитают на протяжении многих веков; особенно отмечены его заслуги как Учителя, редактора национальной лирики, известной как Оды; к тому же он издал Канон Истории и описал историю родной страны, названную им Анналы Весны и Осени. Он учил, что природа человека чиста от рождения и что она начинает портиться только от нечистоты его окружения. Его ежедневные проповеди были о милостивом сердце и об обязанностях по отношению к своим ближним; добродетелями, которые он ценил превыше всего, были закон и истина. Конфуций выработал новую мораль, которая основывалась на взаимном уважении и крепких семейных узах. Он говорил, что мудрый правитель должен подавать пример справедливого обращения с подданными, прибегая к силе как к последнему средству. В свою очередь подданные должны уважать правителя и повиноваться ему. Конфуций был убежден, что отношения в семье должны строиться так же. Суть своего учения он выразил в сентенции: "Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Вслед за Конфуцием китайцы представляли себе народ как большую семью, членами которой были и живые, и умершие, и еще нерожденные. Правильные отношения в семье, т.е. почитание младшими старших, являлись залогом процветания государства. Как отец руководит сыном, так император управляет своими подданными.
Деды, отцы, внуки!
Три поколения, а в саду -
Хурма, мандарины. . .
25. Нэцкэ Госиса - человек, записывающий судьбу. Хранитель времени, записывающий хорошие, счастливые мечты и сны, которые обязательно исполнятся и принесут счастье. Волшебные записи Госиса превращают желаемое в действительное.
Судьба неизвестна.
Мы осенью смотрим на месяц,
Но можем растаять,
Ведь жизнь - это только
Лишь бусы
Прозрачной росы.
Кто не утомился, продолжение списка фигурок можете посмотреть тут -
Нэцкэ — миниатюрные вырезанные фигурки, которые, в первую очередь, поражают своим, продуманным до мелочей, исполнением. Термин состоит из двух иероглифов, первый из которых переводится как «корень», а второй — «прикреплять».
История появления фигурок
Данное искусство появилось примерно в XVI-XVII веках, но массовую популярность обрело в 19 столетии - в это время происходят изменения в трактовке образов фигурок. Военным правительством Японии был принят курс на сохранение созданной структуры общества: несколько раз выходят законы, направленные против роскоши. Происходит строгое разграничение сословий. Отражается это буквально на всём: образ жизни, количество этажей в доме, материя, из которой сшита одежда.
В таких условиях возможностей украсить костюм у горожан было не так много: нэцкэ выступали одним из способов продемонстрировать собственный вкус. По ним можно изучать особенности быта японцев, их одежду и природные особенности страны. Изначально нэцкэ служили только в качестве брелоков для прикрепления ключей и прочего - национальная японская одежда не имела карманов.
Позже люди обнаружили, что фигурки наделены магическими способностями. Они приносят любовь, свободу и счастье. Так нэцкэ стали для человека настоящими талисманами, популярность которых с каждым днём только возрастает. Их приобретают как сувениры - для себя и в подарок друзьям.
Постепенно возникли целые школы резчиков нэцкэ; у каждой из них были свой стиль и излюбленные темы. Например, школа Хида выполняла фигурки в стиле иттобори. Для работы использовался всего один нож; мелкие детали не подвергались тщательной обработке.
История развития такого удивительного вида японского искусства широко отражена в музейных коллекциях всего мира. Даже создана Ассоциация, в которую входят как специалисты по изготовлению нэцкэ, так и обычные люди, увлекающиеся японской культурой. На съездах сообщества осуществляется обмен опытом и освоение новых технологий изготовления нэцкэ.
СПРАВКА! Самая большая коллекция нэцкэ была собрана американцем Робертом Кинсей.
Значение нэцкэ
У каждой фигурки своё значение: одни нужны для богатства, другие помогают притягивать любовь. Без знаний о символике нэцкэ невозможно подобрать для себя правильный талисман.
- Бегемоты чаще всего изображаются в паре; они плотно прижимаются друг к другу. Фигура не только помогает найти любовь, но и спасти былые отношения.
- Бисямонтэн - символ привлечения денег. Является одним из семи Богов удачи.
- Бык сулит счастье и достаток.
- Бэндзайтэн воплощает в себе женское начало. Обладательницу заветной фигурки ждут счастье и стабильность на личном фронте.
- Гасису. Статуэтка представляет собой старичка, держащего в руках доску для записей. В ней фиксируются желания человека; старик помогает в их осуществлении.
- Гуаньинь - женщина со священной книгой, верёвкой или кувшином оберегает от бед; покровительствует беременным и молодым мамам.
- Дзюродзин - старец науки и долголетия. Он продлевает жизнь человеку и улучшает его память.
- Дракон обладает мощной защитой: оберегает владельца от колдовства и тёмных сил.
- Змея - воплощение красоты и мудрости. Фигурка помогает извлечь из любой ситуации урок и не повторять прошлых ошибок.
- Золотая рыбка нужна для притягивания драгоценностей и денег.
- Лао-цзы. Статуэтка даёт возможность понять, в чём состоит смысл жизни.
- Каппа - воплощение японского водяного.
- Карпы изображаются в паре. Они помогают семейной паре вернуть угасшие чувства.
- Кит - символ сострадания и силы. Данную нэцкэ нужно брать в морские путешествия.
- Конфуций - реальный китайский мудрец, живущий в 6 веке до н.э.. Его изображение - это воплощение образованности и мудрости. Часто фигурку преподносят учащимся, чтобы процесс освоения новых знаний проходил легче.
- Корабль даст правильный ориентир во всех начинаниях.
- Мудрец Дарун помогает человеку стать мудрым и мужественным.
- Обезьяна оказывает сопротивление злым силам.
- Ореол - фигурка необходима для строительства успешной карьеры.
- Пирамидка притягивает радость.
- Ползущий малыш с воробьём на спине. Толкование нэцкэ - счастье и одобрение высших сил.
- Рыба Тай - священный небесный карп. Он помогает наладить отношения между учителем и учеником.
- Сиванму - царица неба, отгоняющая неудачи.
- Слон - знак силы и мудрости. Такую фигурку хорошо иметь в спальне семье, которая не может завести детей.
- С парой собачек владелец обретает надёжную защиту дома: жилище обойдут стороной различные несчастия.
- Старец Дайкоку оберегает семейный очаг и защищает от ссор и конфликтов с домочадцами. Чаще всего старца изображают с мешком риса, который он держит в руках. С ним дом становится полной чашей.
- Трехлапая жаба держит во рту монетку и притягивает денежные средства.
- Фукурокудзю - Бог мудрости. Он нужен человеку для того, чтобы осознать своё предназначение.
- Футэн - это Бог ветра. Он обличён в счастливого мужичка с мешком за плечами. Фигурку принято брать с собой в путешествие - тогда владелец точно вернётся обратно и не встретит на своём пути никаких опасностей.
- Хотей представлен образом толстячка с вечной улыбкой. Если погладить его по животу, исполнится самое заветное желание.
- Человек, слушающий раковину - воплощение поддержки для людей творческих профессий.
- Черепаха - знак мудрости и долголетия.
- Шоусин - Бог здоровья. Обычно изображается с женьшенем. Фигурка укрепляет естественные силы человека; помогает быстрее поправиться и встать на ноги. Также у хозяина данного талисмана увеличивается продолжительность жизни.
- Эбису. Знак воплощает в себе мужчину с золотым карпом. Он должен принести удачу.
Фигурки и их цвет могут отличаться от тех которые представлены на фото выше.
Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.
В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.
Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век
Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗 ), которая была лишена карманов.
Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物 ). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).
Нэцкэ удерживает инро на оби
Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси
(紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды
Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая
нэцкэ справа
Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.
Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.
С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.
Фигурки и виды нецке
Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.
катабори
Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.
анабори
Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.
Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.
Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.
Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.
Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
саси
Маска (яп. 面 мэн) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.
маска
Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.
мандзю
Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.
Рюса (柳左) Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.
Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.
Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, скатабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
рюса
Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.
кагамибута
************************************
Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.
Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,
Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,
а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).
Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .
Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.
Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.
Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.
Самурай давал. силу духа, смелость и мужество
Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.
Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.
Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.
Японские нэцке : миниатюрные фигурки
Два самурая.
"Мальчик, рисующий богиню счастья Амэ-но Удзумэ".
Помните "Каникулы Кроша". Я из них про нэцке узнала, т.е. из книги и фильма)
демон
нэцкэ с секретом
Эбису с рыбой и корзинкой. Начало 20 в., резьба по кости
Шоусин с посохом и персиком. Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание
Хотей с веером и мешком. Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание
Дзюродзин со свитком. Резьба по кости,чернение.
Окимоно Бисямонтэн с пагодой. Резьба по кости,19 в.
Дзюродзин, один из семи богов удачи
ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ
Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.
НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ. Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.
Как бывает у мужчин - приветствовалась эротика)
НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет
АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама) Редкая нэцкэ
Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости
АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см. Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.
нецке Краб
Игроки в кости
Танец на празднике урожая - японская подписная нецке из слоновой кости, автор Тадамори
МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.
Слоновая кость, тонировка,гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.
СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА
Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.
Беременная женщина.
МАТЬ С РЕБЕНКОМ. Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.
ФУКУРОКУДЗЮ
, бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ
Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.
Спасибо yip , который сделал классный клип!!
Вы заметили, что много бытовых фигурок, женских.. то, что напоминает о доме и любимых!)
Надеюсь, вам было интересно!!) Капочка Капа
Использованы материалы - вики,