Узелковый батик техника выполнения для детей. Мастер-класс «Узелковый батик
Технология 5 класс. Урок№ 61-62. 03.05.2018г.
Тема : « Техника узелкового батика. Изготовление набора салфеток.
Цель : Развить интерес у воспитанников к виду искусства – узелковому батику.
Задачи:
Познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
Научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи завязывания узлов различной сложности;
Самостоятельно выполнять узелковую технику;
Формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
Прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: ноутбук. Проектор. Экран. Презентация. технологическая карта изготовления «узелкового батика», пуговицы, краски, перчатки, ножницы, кисти, платочки, клеенки.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться работать в технике « узелковый батик», сформировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,
умение выявлять сущность и особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы.
Метапредметные: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленную познавательную деятельность
Ход урока
1.Организационный момент . Проверка готовности к занятию. – Что вы чувствуете в начале урока? (На доске кружки разного цвета: красный- радость, синий- спокойствие, зеленый- тревога)
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы
Просмотр работ народных умельцев. (дымковская игрушка, вышивка, макраме, вязание и т.д Что вы увидели на доске? Что можете сказать об этих работах? Кем выполнены все работы? - Все просмотренные работы выполнены народными умельцами, мастерами, рукодельницами.
Сообщение учителем о народных промыслах
Земля русская испокон веков славится мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. По широким просторам нашей страны в изобилии разбросаны произведения народного искусства . Все эти люди талантливы, увлечены своим делом и крепко держат нить традиций в своём промысле. Народное искусство многогранно, и гранями его являются художественные промыслы и ремёсла. Все они разные, но преследуют одни и те же цели: украсить быт человека, развивать его художественный вкус. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо- мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения.
Учитель: И на сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в страну «батика», познакомимся с удивительным и прекрасным искусством художественной росписи ткани. Батик - один из видов декоративно-прикладного искусства. Овладев им, Вы сможете создавать прекрасные панно, для оформления интерьера, предметы быта, а также различны вещи. Это могут быть оригинальные платки, шарфы, платья, блузки, расписанные по вашему замыслу.
3.Открытие знаний (просмотр презентации.)
Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей. Так, например в Индии широко распространился способ “ бандхари ”. Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия. Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.
Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии. Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике. Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… И батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.
Существует несколько видов батика: техника горячего батика (парафин); техника холодного батика (резерв);техника набивного батика (штамп, трафарет); техника узелкового батика (узлы).
Сегодня мы изучим технику узелкового батика Главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.
Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ. Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.
4. Применение знаний . Рассматривание образцов. Работа с технологическими картами.
1. Чтобы научиться этому способу оформления ткани, создадим для начала самую простую композицию. На ткани завяжем узелок, крепко перетянув его ниткой.
2. Прокрасим складку узелка цветной тушью, чернилами или акварелью. А можно оставить узелок неокрашенным и прокрашивать складки под ниткой - получится цветок с более острыми лепестками.
3. Развяжем узелок и завяжем другой - там, где это требуется. Его складки уже прокрасим другим цветом.
Завязывать узелки на ткани можно по-разному: делать их большими и маленькими, помещать два и больше узелков, тогда на ткани выйдут «колесики» и «цветочки». Рисунок будет зависеть и от того, как завязывать саму нить. Если нужно оставить светлые промежутки между кругами ткани, туго перевязываем узелок нитью и широко ее наматываем. Узор из ломаных линий получится, если наматывать нитку наискосок.
4. Фон закрашиваем.
5. Напечатаем листочки с помощью живых листьев, стебельки дорисуем кисточкой. Прогладим лист утюгом через лист бумаги.
6. «Узелковый» батик поможет изготовить оригинальные платочки или повязки на голову.
Подготовительный этап:
- Готовим рабочее место (застилаем клеёнкой, плёнкой; подготавливаем краски, кисть, нитки, перчатки).
- Экипируемся (например: фартуком).
Процесс:
- Ткань связываем (произвольно).
Можно навязать много узелков (нитками на ткани, или саму ткань вязать в узлы), можно в несколько раз сложить ткань и перевязать нитками...)
- Смачиваем связанную ткань в воде, отжимаем;
- Окрашиваем - проводим кистью с краской по влажной ткани, краска расползается, наносим еще краску.
Сначала наносим светлые тона, затем (когда со всех сторон нанесли светлые) - тёмные (их наносим меньше)
Просушиваем феном или утюгом.
Завершающий этап:
Когда ткань подсохла - аккуратно срезаем нитки...
Разворачиваем и смотрим, что же получилось.
Техника безопасности:
-
При крашении работать в перчатках;
Пользоваться посудой с устойчивым дном;
Накрывать стол плёнкой;
Не ставить краски на край стола; Волосы убрать под косынку; Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.
Самостоятельная работа
Для работы нужны следующие материалы: Однотонная ткань светлых тонов; Крепкие нитки или шнур; Красители; Резиновые перчатки;
Крупные бусины или камушки, пуговицы (для обвязки шнуром).
1-й этап выполнения узелкового батика: Создать эскиз изделия; Определить и наметить расположение узора на изделии; Определить цвет для окрашивания; Определить способ завязывания узла. Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.
Физкультминутка . Снятие усталости с глаз: Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту. Снятие напряжения со спины: Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.
Фронтальный опрос . -В чём секрет техники узелкового батика? -Где и когда появилась техника узелкового батика? -Чем можно дополнять узелковый узор? -Техника безопасности при работе с нитками во время окрашивания изделия?
5. Итог урока- Рефлексия: Я узнала…; Я научилась…; Мне понравилось… Молодцы! Сегодня вы все активно, заинтересованно и результативно поработали! И самое главное – рационально использовали рабочее время. Выставление оценок за урок.
Узелковый батик
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.
В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.
Крашение
Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.
Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.
Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.
Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.
А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.
Самая древняя техника батика – это узелковый батик, его Родиной является Индокитай, а появилась она еще до VII века.
Сама по себе технология узелкового батика достаточно проста. Эта технология, также как и иные методики батика, предполагает зарезервирование ткани от попадания на нее краски, но в данном случае применяется не резервирующий состав, а разнообразные веревки, жгуты и нитки.
Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого — отпускается в краску, или краска наносится на кань кистью. Таким образом, после окончания процесса покраски, те места ткани, которые были обмотаны нитками, остаются неокрашенными. В результате такого способа на ткани будет получаться изображение, зависящее от способов завязки, обмотки, складывания и прошивки отдельных ее фрагментов.
Узелки можно вязать как вручную, так и посредством специальных крючков и иголок.
А теперь подробнее о самом процессе узелковой техники. Ниже подробно описаны необходимые для этого вещи.
1.Для начала определимся с тканью.
Рекомендуется использование хлопчатобумажных тканей, а именно, бязи, ситца, сатина, или тонкого простынного полотна. Оттенки тканей лучше выбирать в белых или светлых тонах, желательно, чтобы материал был однотонным и с редким набивным рисунком, таким, как, например, горошек или полоска.
Можно также использовать ткани, которые уже были в употреблении, особенно интересно будут смотреться те, которые потеряли свою яркость или выгорели на солнце.
С увеличением опыта в деле сложной узелковой техники и усвоения ее можно приступить к окраске натурального шелка, чистой шерсти или вискозной ткани.
Для батика нельзя использовать синтетические ткани или ткани с синтетическими волокнами, так как такие материалы требуют более сложной техники окраски и более сильных красителей. В случае, когда ткань представляет собой смешенные волокна, можно добиться красивого нечеткого и размытого рисунка. Происходит это потому, что анилиновые красители синтетические волокна не окрашивают.
2. Красители.
В технологии узелкового батика применяются анилиновые красители, применяемые для хлопчатобумажных тканей. Такие красители есть на прилавках в магазинах. Если есть желание, то Вы можете приготовить такие красители самостоятельно из природных, натуральных материалов. Например, луковая шелуха производит красивый желтый или коричневый цвет, а листья крапивы — насыщенный темно-зеленый.
3. Тоненький шнур или надежная нить. Их предназначение заключается в подготовке ткани к покраске.
4. Различные вспомогательные предметы. Это могут быть мелкие камушки, яичная скорлупа, кусочки дерева, формовые плоские ровные дощечки, бельевые и другие прищепки, пробки, необходимые для создания для штампов, пластмассовые коробочки, крышки и так далее.
5. Посуда для окраски ткани. Из посуды Вам понадобятся:
а) стеклянная или керамическая емкость, необходимая для разведения красок,
б) эмалированная кастрюля, подходящая для окрашивания изделий,
в) емкость, в которой будет ополаскиваться ткань после процесса окрашивания,
г) пластмассовая бутылка, в которой будет храниться краситель, деревянная лопатка, которая пригодится для помешивания ткани.
Техника выполнения.
Узелковая техника является достаточно доступной и легкой в исполнении. Этой техникой может овладеть каждый желающий, не обязательно наличие художественных навыков для создания интересных рисунков с помощью узелковой техники батика. Ее можно проводить в кружках, на трудах в школе или просто для себя.
Принцип техники заключается в том, что кусочек ткани, который не должен окраситься, завязывается таким образом, чтобы краска до него не добралась и не окрасила. Для этого пригодятся такие предметы, как, прищепки, узелки, зажимы, помогающие зарезервировать ткань.
Подготавливать ткань к окрашиванию можно несколькими способами, а именно, с помощью завязывания, закручивания, складывания и подгибания, зашивания.
Способом завязывания можно изготавливать прекрасные , скатерти, а также одежду. Этот способ заключается в произвольном собирании ткани или заглаживании ее, перевязке нитью, или завязывании узлов в определенных местах.
Способ скручивания предполагает тугое скручивание материала и перевязки его затем нитью.
Посредством узелкового батика получаются красивые, оригинальные и интересные вещицы, кроме того, ее легко освоить и воплощать свои фантазии в жизнь с помощью данного творческого процесса.
Узелковый батик
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Однако гладкокрашенные ткани получают одноцветную окраску, а разные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками.
Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для летней одежды (майки, футболки, юбки, платья), для декоративных изделий (шторы, занавески, ширмы, чехлы), а также единичных изделий (шарфы, скатерти, салфетки). Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком).
Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения .
После крашения и промывки узелки развязывают, при этом можно получить разные, очень интересные и неожиданные рисунки одного цвета, но с растяжкой от светлого к темному оттенку, поскольку краска неравномерно впитывается материалом в связанных и не связанных узелками местах. Под нитками, которыми связана ткань, она не закрашивается и остается как есть, а на остальных участках ткань окрашивается неравномерно, и получается цветовая растяжка.
Чтобы получить более интересный и многоцветный рисунок, такое крашение можно повторить 2-3 раза красками других цветов. Для этого после первого окрашивания и промывки материала узелки не развязывают, а наоборот завязывают новые на других закрашенных уже участках ткани и снова красят в ванной другого цвета, так получают уже большее количество тонов и еще более интересный рисунок. Это можно повторить и третий раз, навязав новых узелков по полученному после второго крашения цвету. Такое крашение делается от светлого цвета (первое крашение) до самого темного (третье крашение). Но необходимо знать законы смешивания цветов, чтобы получить конечную красивую окраску.
Узелковое крашение делается на различных тканях - хлопчатобумажных, вискозных, льняных, шерстяных, натуральном шелке, ацетатных, триацетатных и капроне - разными классами красителей. Лучше всего для этого подходят прямые, активные, кислотные или дисперсные красители. Можно применять также и натуральные красители.
Во время завязывания узелков нитками их следует затягивать очень прочно и туго. Чем толще ткань, тем сильнее затягивается нитка, и тем тоньше она должна быть. Нитки берутся суровые или отбеленные, так как цветные нитки обычно при крашении линяют и дают нежелательную окраску. Однако цвет можно предварительно запланировать, используя во время вязания узелков нитки определенной окраски.
Способы складывания тканей и завязывания узелков
Чтобы получить самый простой орнаментальный узор , необходимо кусок ткани присобрать в одном месте и обвязать веревкой или шнуром (рис. 1). После крашения образуется слегка извилистая светлая полоса.
Орнаментальные полосы. Сначала следует пометить композицию полос на ткани, а потом равномерно проложить стежки иголкой с ниткой по намеченным линиям, концы ниток стянуть, проследить, чтобы складки образовывались равномерно. Ткань присобрать, и по стянутым ниткой участкам ткани прочно перевязать шнуром или нитками (рис. 2). После крашения ткань промывают в теплой и холодной воде, разрезают и вытягивают нитки, ткань подсушивают и во влажном состоянии проглаживают.
Орнаментальные полосы, но другого характера , можно получить при помощи двух дощечек. Ткань складывают «гармошкой», закладывают между двумя дощечками и, прочно зажав, перевязывают (рис. 3). Ширина полосы зависит от укладки ткани - чем дальше от краев дощечек будет выступать ткань, тем шире будут цветные полосы. Зажатую между дощечек ткань вместе с ними бросают в красильную ванну и красят. Дощечки должны быть из неокрашенного дерева, не покрытого ни морилкой, ни лаком.
Более простым способом можно получить параллельные полосы , сложив ткань в виде плиссировки, замотав нитками (рис. 4а). Более сложный узор получится если обмотать ткань в виде конуса (рис. 46). После крашения ткань тщательно промывают, и если в рисунке нужны еще полоски другого цвета, ткань заново складывают так, чтобы места запланированных полосок были на сгибах ткани.
Чтобы получить узор в клеточку , необходимо повторно сложить ткань «гармошкой» в противоположном направлении с одинаковой шириной складывания ткани, затем обвязать нитками (рис. 5). Клетчатый узор можно получить и одноразовым и многоразовым крашением. Ткань нужно сложить равномерно в одном, потом в другом направлении так, чтобы образовался квадрат. Рисунок квадрата можно получить и при помощи дощечек. Сложенную квадратом ткань зажимают между двумя дощечками и перевязывают. От того, насколько дощечки закрывают ткань, зависит размер белых квадратов на цветном фоне.
Чтобы получить более сложный рисунок в виде квадратиков , нужно по намеченным линиям прошить кусок ткани нитками (рис. 6), потом их стянуть. Хорошо стянутые нитки не дадут ткани покраситься в этих местах, образуя светлые полосы.
Можно этот рисунок усложнить: после того как нитки стянуты, можно другими нитками, хаотично, туго обмотать этот кусок ткани (рис. 7). Получится очень красивый рисунок: квадраты с мраморными разводами .
Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани (рис. 8), а затем его покрасив.
Сделав наметки на ткани по диагонали, прошив, а затем затянув нитки по этим наметкам (рис. 9), получим диагональные полосы .
Более красивые и сложные диагональные полосы получатся если по намеченным линиям ткань сложить в виде плиссировки и обмотать нитками (рис. 10).
Если ткань сложить втрое, а затем; заплиссировать по диагонали и связать нитками (рис. 11), то после покраски мы получим красивый узор в виде елочки .
Сложенная вчетверо, а затем заплиссированная по диагонали и связанная нитками ткань (рис. 12), образует красивую звезду в виде креста .
Прямоугольную ткань складываем вдвое, потом еще раз вдвое, затем по намеченному рисунку прошиваем и стягиваем нитки (рис. 13). В результате этих операций получится четкий рисунок ромба .
Если ткань сложить по диагонали, а потом сделать плиссировку по намеченному рисунку и обмотать нитками (рис. 14), то получим диагональные полосы в сочетании с ромбами .
Если сложить ткань вдвое, а затем по намеченному рисунку в виде лучей, выходящих из одной точки, заплиссировать ее и связать нитками (рис. 15), то получим лучеобразный рисунок . Этот рисунок хорошо подходит для платья, так же, как и следующий рисунок V-образной формы : складываем ткань вдвое, а затем плиссируем по диагонали и крепко обматываем (рис. 16).
Красивый калейдоскопический узор получается если мы у куска ткани противоположные уголки сложим в виде конвертика несколько раз, а потом свяжем (рис. 17) и покрасим. Можно попробовать другие варианты: уголки не складывать, а откидывать назад и т.п.
Красивый узор в виде полоски с цветообразными розетками можно получить если ткань сложить и заплиссировать, а потом верхние уголки на сгибах загнуть вниз, обмотать и затянуть нитками (рис. 18).
Похожий, но более сложный рисунок мы получим если у заплиссированной ткани загнем уголки сначала в одну, потом в другую сторону, сложим пополам и затянем нитками (рис. 19).
Следующие два варианта дают нам зигзагообразный рисунок :
1) сложенную вчетверо ткань посередине отгибаем в разные стороны, уголки загибаем к середине, одну из половинок (верхнюю) откидываем назад, складываем пополам, завязываем и стягиваем нитками (рис. 20);
2) у сложенной вдвое ткани противоположные уголки дважды складываем к средней линии, одну часть отгибаем назад, складываем пополам и связываем нитками (рис. 21).
Красивый узор в виде цветочного венка можно получить таким образом: сложив вдвое ткань, получаем треугольник, у которого загибаем углы вниз, но не до края ткани. Загибаем углы еще раз по середине по центру. Вершину ткани загибаем вниз, потом верхние участки загибаем вперед к центру дважды, складываем ткань пополам и завязываем нитками (рис. 22).
Основным приемом в узелковом батике является завязывание ткани в обычные узлы . Это делается по долевой нитке (рис. 23а) или по диагонали (рис. 236).
Наиболее распространенным узором является так называемая «лучистая розетка» , которая в зависимости от способов ее перевязывания и крашения изменяет свой вид.
Самую простую розетку можно получить, взяв ткань за середину и обвязав в нужных местах. Более сложные розетки получаются, если прошить ткань и стянуть по намеченному рисунку в виде кругов (рис. 24), квадратов (рис. 25), или в виде других форм (зигзагообразных и т.д.).
Маленькие лучеобразные круги , или самые маленькие точки можно получить, поддевая ткань иголкой, обвязывая ее и затягивая петлю нитками (рис. 26). Самые разнообразные узоры в виде точек и кружочков разной величины можно получить этим способом.
Узоры в форме кружочков, розеток и точек можно получить, применяя самые разнообразные предметы - горошины, камешки, шарики, жемчужины, бусинки. Одно условие - эти предметы не должны линять. Обматываем любой из этих предметов тканью и затягиваем нитками (на рис. 27а использованы пуговицы). Можно красить в несколько цветов: после первого крашения снова обматываем нитками (рис. 276) и красим в более темный цвет.
В так называемой «шланговой технике» ткань не завязывается узлами, а скручивается (как для отжима белья при стирке) и фиксируется по концам. Затем складывается вдвое, скручивается, как пряжа, связываются концы, крепко завязывается и стягивается нитками (рис. 28).
Очень красивый, графический узор получается если кусок ткани по диагонали намотать на деревянную палку и завязать нитками, прочно затягивая (рис. 29 а, б, в). После крашения можно обвязать дополнительными нитками (рис. 29 г) и покрасить еще раз в более темный цвет. Эту процедуру можно повторить до 3-4 раз.
Изменяя пропорции свободных и перевязанных участков ткани, можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов. Здесь представлены только некоторые варианты узелковых эффектов , но, работая в этой технике, можно найти новые и неожиданные варианты. Целесообразно экспериментировать и искать новые способы узелкового крашения.
Крашение можно выполнять одним или двумя-тремя цветами, больше нежелательно, потому что смешанные цвета (более трех, четырех) образуют грязные неприятные цвета. Крашение делают от светлого цвета к темному.
Когда все придуманные вами узелки скручены, связаны и т. д., приступаем к их крашению. Чтобы создать красильный раствор, необходимо подобрать красители соответственно, вашему материалу. Для крашения нужна довольно большая, обязательно эмалированная посуда: ведро, таз, кастрюля. Нужно, чтобы окрашиваемый вами материал свободно плавал в красильной ванне (обычно хватает около 3-4 л воды на 100 г сухой ткани). Вода для крашения должна быть мягкой (кипяченой). Ткань, которую мы будем красить, перед тем как бросать в красильную ванну, необходимо намочить (около 10 минут) в теплой воде (ни в коем случае нельзя бросать ее сухой) для того, чтобы было равномерное окрашивание.
Какой краситель нужно добавлять и каково его количество в процентном отношении к массе красильного материала следует определять из инструкции по применению, напечатанной на пачке или коробочке (упаковке), или же спрашивать при покупке. Не следует использовать краситель, не зная его класс.
Краситель (сухой порошок) растираем в керамической глубокой тарелке, добавляем понемногу кипяченую воду, растираем до пастообразного состояния. Затем разводим смесь водой до полного ее растворения и выливаем в бак для крашения (перед этим раствор можно процедить через очень мелкое сито).
Ванну постепенно нагреваем до температуры 40-50 °С, опускаем в нее предварительно намоченную ткань, и в течение 20-30 минут доводим раствор до кипения. Кипятить нужно на маленьком огне.
При крашении хлопчатобумажных тканей после 20 минут кипячения в красильную воду нужно влить раствор поваренной соли, примерно 10-30 г/л. Раствор соли желательно вливать двумя этапами. Сначала вливаем половину раствора, перемешиваем, затем через 10 минут вливаем остальной раствор. Раствор нужно вливать аккуратно, по стеночке ванны, отодвинув красящуюся ткань, при этом размешивая красящий раствор. Соль активизирует взаимодействие красителя с тканью, поэтому нежелательно прямое попадание раствора соли на окрашиваемый материал (во избежание неравномерного окрашивания).
После добавления раствора соли в красильную ванну кипятим еще 20-30 минут. Время выдержки ткани в красильной ванне (20 или 30 минут) зависит от красителя и от ткани. Если ткань красится в более темные тона и она более плотная, то естественно, время крашения больше.
Если ткань шелковая или шерстяная, то вместо соли в красильную ванну добавляют 30%-ную уксусную кислоту (примерно 15% от массы сухой ткани). Уксусную кислоту в красильную ванну можно добавлять до начала или во время крашения.
По окончании крашения ткань оставляем в ванне для остывания до 60-70°С, затем прополаскиваем ее сначала в теплой, потом в холодной воде, снимаем обмотки, развязываем узелки. Еще раз прополаскиваем ткань, затем подсушиваем и проглаживаем.
Узелковый батик
Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.
В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.
Материалы
Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.
При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка - одни, для шелка и шерсти - другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.
Для крашения вам понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.
Также вам потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.
Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг.
Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.
Узелки
Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).
(1) (2)
С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.
Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (3) или узким (4). Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах (5).
Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз.
Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор (6).
При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы.
Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма (7).
(6) (7)
Складывание
Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.
Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.
Цветы получаются следующим образом: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, а затем загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе. Меняя количество обмоток, вы можете добиться более интересного варианта.
Оранжево-фиолетовый венок можно получить с помощью частичного крашения в разные цвета.
Прошивание
Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.
Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.
Сочетание складывания и прошивания позволяет получить рисунок в виде четких ромбов.
Вы можете создать любые геометрические узоры: зигзаги, квадраты, кривые линии, овалы и более сложные фигуры - в технике прошивания можно сделать практически любое изображение.
Крашение
Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.
Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.
Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.
Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.
А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.